Главный архитектор Smart Wood Дмитрий Стеняев о своем первом доме, тенденциях и американском циркуле
В интервью с Виталием Кимом, руководителем производства, мы уже упоминали Дмитрия — и будем, вероятно, говорить о нем еще немало — нет такого этапа в нашей работе, который бы Димы не касался.
МИСИ им.Куйбышева Дмитрий закончил вместе с Виталием, вместе же друзья начали работать на любых объектах, которые попадались под руку — вчерашнему студенту, даже самому талантливому, не приходится особенно выбирать. Тот случай, когда можно смело говорить, что “было все” — и действительно. Каменные коттеджи, монолитные дома, каркасные — хорошая школа, чтобы понять, что тебе действительно нужно.
“А потом я полетел в Австрию. Увидел там шале — настоящие! То есть видели-то мы их, конечно, и раньше, но вживую это совсем не то. Сразу чувствуешь эту деревянную основательность, которая при том совсем не мешает этим шале быть стильными, несмотря на то, что дерево в них, конечно, на первом плане. Но если взять все в целом — монтажные узлы ювелирные, открытые стропила мансард — очень красиво выходит и совсем не тяжеловесно. А ведь именно этого и боятся в первую очередь, когда заходит речь о деревянном доме”.
Вероятно, сила мысли все-таки имеет некоторый смысл, по крайней мере в этой истории. Первым объектом сразу после возвращения стала совсем нетипичная, зато полностью отвечающая новым интересам деревянная готическая крыша, которая венчала массивный каменный дом. Вторым — дом железобетонный. Казалось бы — мимо — но рядом с домом был гараж с деревянными фермами, а главное — именно на этот участок привезли сруб бани.
После него все резко завертелось.
Мы с Виталиком тогда сразу расспросили рабочих, которые занимались баней — где они учились. Нам ли не знать, что никакой университет тебе про деревянное домостроение не расскажет и руками по дереву работать не научит — или сам с нуля изучаешь, или более цивилизованным путем идешь — перенимаешь опыт организованно, у тех, кто хоть как-то умеет преподавать. Второй вариант, конечно, удачнее — мы так и поступили”.
Начали с курсов рубки. Деревянное домостроение прежде всего начинается с нее, потому что главное — научиться чувствовать дерево, остальное набивается в процессе. Здесь, в рамках расширения кругозора, студентам показали примеры канадской рубки.
“Вот тут-то я и присел. Натурально, понял, что всю жизнь жил неправильно. Смешно звучит, конечно. В общем, я понял, какие дома хочу и могу не только строить, но и проектировать. Потому что уже ясно было, что я в первую очередь архитектор — эскизы вылетали из-под руки легко и людям нравились.
А чтобы понять уровень того моего запала, вот пример. Мы на курсах изучали инструменты, один из них — подкос двухуровневый “Циркуль”. Когда я понял, сколько от него пользы в работе, сразу захотел купить. А их нет в свободной продаже у нас новых и хороших, нужно заказывать в Америке и ждать. Но ждать же невозможно!
Ну я нашел знакомого летчика, который летает в Лос-Анджелес. Полдела сделано. Потом нашел через друзей американского армянина. Отправил денег, объяснил, что нужно. Он купил этот циркуль несчастный, летчик его мне привез в Москву. И 9 обучающих дисков по канадской рубке от Алана Мэйки заодно. Очень вовремя, кстати — примерно в то же время нам знакомый архитектор предложил строить его личный дом, как раз деревянный. Так что и циркуль сразу на дело и пошел, и диски пригодились”.
“Довольно часто случается, что человек работает в одной компании, потом бац — и решает открыть свою. Его никто, кроме бывшего работодателя, порицать не будет, хоть мы и почти все друг друга знаем. Конкуренция, когда она здоровая — вещь полезная, не дает расслабляться и тянет средний уровень профессионализма по больнице вверх очень сильно. Каждый хочет сделать лучше, качественнее, какие-то новые техники применить.
Беда только в том, что они же демпингуют часто. Только отделились, репутации еще никакой, чем клиента брать? Ценой. Ставят мало. Но за это “мало” сделать получается только очень плохо — он-то сам, может, и старается, но материалы будут дешевые, а плотники — совсем зеленые. Домостроение — бизнес с очень невысокой маржинальностью, минус 20-30 процентов от средней цены за квадрат на рынке, и страдает уже не карман подрядчика, а качество проекта на всех этапах.
А строительство собственного дома в жизни любого человека — очень масштабное мероприятие, и по времени, и по затратам, и по возложенным надеждам. Здесь просто нет права на ошибку. Чаще всего если первый подрядчик построил дом плохо, то в нем все равно придется жить. Какая в этом радость?”
Сейчас у Димы одна из центральных ролей в компании — в качестве главного архитектора он участвует в проектировании и строительстве на всех этапах. Начиная от первоначального обсуждения идей с заказчиком и заканчивая контролем внутреннего обустройства дома и ландшафтного проекта.
“Чаще всего к нам, конечно, приходят, уже посмотрев, что мы строим. Это хорошо — человек точно понимает, что наши вкусы совпадают. Здравомыслящий заказчик просто не обратится в компанию, которая строит в чуждом ему стиле — зачем тратить время на споры, если обязательно найдется строитель, с которым тебе по пути?
Но бывают и заходы “вслепую”. Или человек пришел по рекомендации — собрался строить дом, ему сказали, что лучше нас нет. И начинает рассказывать. Или показывать. А ты понимаешь, что это ну может, не ужасно, но точно плохо — и непрактично, и в ландшафт не впишется, и сам он от этого дома устанет через полгода. Мы всегда стараемся переубедить. Но не просто “мы так хотим!”. Объясняем, показываем. Было и такое, что человек уже с готовым проектом обратился, а строить по нему ну никак нельзя — это просто преступление против красоты и всего деревянного домостроения в целом.
Я практически при нем взял и перерисовал его. Не кардинально, но некоторые детали изменить пришлось, чтобы добиться гармонии. И все — картинка всегда работает лучше слов, это я давно понял”.
Задать вопрос
Статьи и публикации
Подписаться на обновления блога